Дерек Джарман, сад коттеджа «Проспект» в Дангенессе, Кент, Великобритания, 1986. Фото: Говард Сули, 1993.
Выставка Garden Futures («Будущее сада») в Музее дизайна Vitra посвящена поиску ответов на вопросы, откуда берутся сегодняшние идеалы в садоводстве и помогут ли сады прийти к достойному будущему для всех. Для этого использовался широкий спектр примеров из дизайна, повседневной культуры и ландшафтной архитектуры — от шезлонгов до вертикальных городских ферм, от современных общественных садов до жилых домов и садов дизайнеров и художников, в числе которых Роберту Бурле Маркс, Мьен Рюйс и Дерек Джармен. Архитектурную концепцию выставки разработал итальянский дизайнерский дуэт Formafantasma, разбив пространство на несколько частей.
Где бы люди ни создавали сад, его планировка и дизайн говорят многое о том, как они относятся к природе. В подтверждение этому приводятся работы таких художников и архитекторов, как Ханс Тома, Георг Герстер, Афанасий Кирхер, Габриэль Геврекян, Барбара Штауффахер Соломон, Алвар Аалто, Томас Черч, Вита Сэквилл-Уэст и Луис Барраган. Эти проекты представлены в виде медиаинсталляции в начале выставки и изображают сад как идеализированное пространство, «место, в котором непосредственная практическая функция легко сочетается с глубоким символическим, философским или даже религиозным значением».
Вторая часть выставки показывает, что сад — это отражение социального и исторического развития, политических и коммерческих интересов и систем культурных ценностей. Многие растения, составляющие основу западных садов, тесно связаны с колониальным периодом. Изобретенный в XIX веке ящик Уорда позволил доставлять живые растения по всему миру. Это оказало значительное влияние на частные сады, а также способствовало распространению таких растений, как чай или каучук, и сыграло центральную роль в разрушении монополий, принеся огромные выгоды колониальным державам.
В XIX веке появилось множество концепций городского планирования, которые стремились примирить город и сад. В 1898 году британский социальный реформатор Эбенизер Говард опубликовал свое описание города-сада, жители которого смогут выращивать себе еду.
Группа «Зеленые партизаны» (Green Guerrillas), соучредителем которой является Лиз Кристи, в свою очередь видела сад как место для обсуждения социальной справедливости и общественного участия. Группа образовалась в 1970-х годах, но вопросы, поднятые ею и ее предшественниками, до сих пор остаются предметом многочисленных дискуссий: кому принадлежит сад, для чего нужен сад и как сады могут быть интегрированы в городскую среду?
Джованни Баттиста Фальда. План сада виллы Медичи в Риме, 1683. © Рейксмузеум, Амстердам.
Верхнерейнский Мастер. «Маленький райский сад», 1410-1420. Штеделевский институт искусства, Франкфурт-на-Майне.
Селин Бауманн. «Парламент растений», 2020. © Studio Céline Baumann.
Фридрих Август Крабсациус. Проект неизвестного сада, 1760. © SLUB Dresden/ Deutsche Fotothek.
Эбенизер Говард. Схема концепции города-сада, опубликованная в его книге «Будущее: мирный путь к реальным реформам» (To-Morrow: A Peaceful Path To Real Reform), 1898. © Ассоциация городского и загородного планирования.
Мария Сибилла Мериан. «Роза и метаморфоза листовертки, а также приклеенная личинка жука», 1679. © Штеделевский художественный институт во Франкфурте.
Жюльен де Серваль. Сады Маркессак, Франция, спроектированы в 1860-х годах. Фото: Ромен Лапрад, 2020.
Третья часть выставки знакомит посетителей с садоводами-новаторами XX и XXI веков. Бразильский ландшафтный архитектор Роберту Бурле Маркс (1909–1994) получил международное признание за вклад в изучение амазонских растений. Растительные композиции Пита Удольфа привлекательны круглый год, а писательница и садовник Ямайка Кинкейд рассматривает через призму своего сада в Вермонте (США) колониальную историю, репрессии и культурное присвоение. Художник и кинорежиссер Дерек Джармен (1942–1994) создал свое произведение садового искусства в месте, где это вряд ли казалось возможным, среди враждебной гальки на побережье Кента в Англии, рядом с атомной электростанцией.
Общественный сад в Куала-Лумпуре, соучредителем которого является малайзийский ландшафтный архитектор Нг Сек Сан, служит примером многочисленных общественных инициатив. Сад Ляо, спроектированный китайским художником Чжэн Гогу, опирается на эстетику компьютерной игры Age of Empires и таким образом создает мост между виртуальной и реальной средами.
Пит Удольф. Oudolf Garten в кампусе Vitra, Вайль-на-Рейне, 2020. © Vitra, фото: Деян Йованович.
Пит Удольф. Oudolf Garten в кампусе Vitra, Вайль-на-Рейне, 2020. © Vitra, фото: Деян Йованович.
Реклама средства по уходу за газоном компании O. M. Scott & Sons в журнале Life, 1959. © Vitra Design Museum, фото: Андреас Сюттерлин.
Этап строительства общественного сада, Куала-Лумпур, 2017. Фото предоставлено Кебун-Кебун Бангсар.
Выращивание календулы, аптекарский огород, Швебиш-Гмюнд, Германия, 2016. © Weleda, фото: Барбара фон Вёльварт
Пит Удольф. High Line, Нью-Йорк © Piet Oudolf, фото: Анник Ла Фарж и Рик Дарк.
Чжэн Гогу. Сад Ляо, Янцзян, Китай, 2017. Фото предоставлено Чжэн Гогу.
Стефано Боэри. Bosco Verticale («Вертикальный лес»), Милан, 2014. © Stefano Boeri Architetti, фото: The Blink Fish, 2018.
Стефано Боэри. Bosco Verticale («Вертикальный лес»), Милан, 2007–2014. © Stefano Boeri Architetti, фото: Димитар Харизанов, 2020.
В заключительном разделе рассматриваются современные проекты о будущем садов. Одна из центральных работ — текстильный «луг», созданный специально для этой выставки аргентинской художницей Александрой Кехайоглу. Эта работа — напоминание о проблемах, связанных с изменением климата. Авторы выставки считают, что в эпоху антропоцена посыл этого и подобных проектов — «вся планета становится садом, который мы должны возделывать, ухаживать и ответственно использовать».
Garden Futures. Музей дизайна Vitra, Вайль-на-Рейне, Германия. До 3 октября 2023. Затем экспозиция отправится в тур до 2026 года: выставка пройдет в Финляндии, Швеции, Нидерландах и Шотландии.